Приветствую Вас, Гость

Педагогический инновационный опыт учителя по теме:

"Формирование лексической компетенции учащихся посредством английского и русского фольклора на уроках английского языка"

Характеристика инновационного педагогического опыта

Условия возникновения и становления опыта

Современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения, что подразумевает интегративность целей обучения. Огромными возможностями для реализации поставленных целей обладает предмет «Иностранный язык». В обучении иностранному языку реализуется личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и мноцелевой подход, поэтому данный предмет рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации.

Лексическая компетенция как составляющая языковой компетенции по праву считается основополагающим компонентом в структуре иноязычной коммуникативной компетенции. Она представляет собой знание  лексики и готовность пользоваться ею в устном и письменном общении.

При обучении иностранному языку делается акцент на формирование коммуникативной компетенции, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды. В программе по предмету «Иностранный язык» в разделе «Языковая компетенция» на разных ступенях обучения дублируются умения,без которых сегодня невозможно справляться с решением следующих задач:

1. Формирование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;

2.Овладение новыми языковыми средствами (в том числе и лексическими) в соответствии с темами и ситуациями общения;

3. Освоение знаний о языковых явлениях языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

4. Приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

При переходе в среднюю школу учащиеся имеют достаточно сформированные технические навыки чтения и письма на английском языке, но имеют трудности при составлении собственных устных и письменных высказываний.

Как  же построить свои уроки так, чтобы у всех ребят не пропадало желание учиться? Какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит сформировать у детей умения, входящие в состав лексической  компетенции?

3.Актуальность и перспективность опыта

Российская система образования переживает период модернизации на всех уровнях – переход от «знаниевой» платформы к компетентностному подходу, который в большей степени соответствует новым требования современного общества к уровню подготовки обучающихся на всех ступенях обучения. В условиях современного открытого информационного общества одной из основополагающих компетенций является иноязычная коммуникативная компетенция, формирование которой начинается еще в начальной школе. Иноязычная коммуникативная компетенция имеет сложную многокомпонентную структуру; различные исследователи выделяют такие компоненты как грамматическая и лексическая компетенция, речевая компетенция и социокультурная компетенция. Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции напрямую зависит, в том числе, и от качества сформированности лексической компетенции.

Результаты проведенного диагностического среза, беседы с учителями иностранного языка показали, что уровень владения школьниками лексическим материалом не отвечает в полной мере требованиям учебных программ. Традиционный подход к обучению лексике в начальной школе не позволяет в полной мере решить ряд существующих проблем. Так, усвоенные учащимися на первом году обучения иностранному языку 150-200 слов на последующих этапах забываются, и словарный запас учащихся не только не растет, но даже сокращается.Монологическая и диалогическая речь учащихся лишена лексической вариативности, лексика, употребляемая ими,одноообразна и не соответствует возрасту учащихся и принятым нормам общения. Современный компетентностный подход к обучению лексике, который заключается не просто в передаче знаний и формировании соответствующих умений и навыков, а в развитии компетенции – т.е. готовности использовать полученные знания и навыки на практике, сообразно ситуации, способен уже в начальной школе формировать лексическую компетентность. Именно на начальном этапе изучения иностранного языка необходимо заложить основы иноязычной коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.

Необходимость развития лексической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции школьников обусловливает разработку рациональной методики обучения иноязычной лексике.

Формирование лексической компетенции возможно на различной основе, в том числе, и на богатом фольклорном материале. Потенциал фольклора в качестве материала для формирования лексической компетенции при изучении иностранного в основной школе значителен. Как особый вид искусства фольклор представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества, воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания. Кроме того, фольклор является носителем разнообразных языковых явлений, зачастую нехарактерных для других художественных произведений ввиду колоритности и богатства языковых средств.

Вместе с тем теория и практика обучения свидетельствует о том, что фольклор используется чаще всего для обучения чтению или для ознакомления с культурой страны изучаемого языка. При этом потенциал английского фольклора в качестве материала для формирования лексической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции недооценивается. Образовательные программы предполагают поверхностное ознакомление с образцами английского фольклора, при котором богатая и вариативная лексическая составляющая текста сказок, песен и т.п. остается без должного внимания.

В связи с этим возникает потребность в разработке более эффективной методики формирования лексической компетенции, которая отвечала бы современным требованиям системы основного образования и использовала богатый ресурс фольклора в качестве основы для обучения лексико-грамматическому строю изучаемого языка. Это и является обоснованием актуальности исследования поставленной проблемы.

Читать далее...